Правовое агентство «АНЛЕМ»® оказывает в Москве и Московской области квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая полное сопровождение сделок с недвижимостью
Подробнее

Надо ли проверять контрагента и как это сделать?

Наличие в той или иной организации (или у индивидуального предпринимателя) документов контрагента объясняется требованиями действующего законодательства РФ и судебной практикой, а именно, необходимостью подтверждения: 1) добросовестности контрагента, как налогоплательщика, 2) предоставления, в частности, продавцом покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, 3) соблюдения прав (в т.ч., интеллектуальной собственности) третьих лиц, 4) соответствия качества товара и 5) других сведений и информации (статьи 23, 169, 172 Налогового кодекса РФ, статьи 495, 1515 Гражданского кодекса РФ, статьи 4, 10, 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункты 8-11 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ №  612 от 27.09.2007), статьи 14.4, 14.5, 14.8, 14.10, 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.).

Запрос документов (см. образец письма контрагенту) обуславливается также необходимостью налогоплательщику предпринимать должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов (Приказ ФНС России от 14.10.2008 №  ММ-3-2/467@, Постановление ВАС РФ от 12.10.2006 №  53, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2011 по делу №  А33-8391/2010).

Проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, судебную практику, мы составили Перечень документов на контрагента, в котором потенциальных контрагентов распределили по трем условным группам риска. Данный перечень всегда отправляется контрагенту, который в зависимости от критериев каждой группы подготавливает и направляет для ознакомления соответствующие документы.

Если контрагент представил не все документы или самонадеянно отнес себя не к той категории (например, существует менее одного года, менял адрес местонахождения, а документы представил по первой категории), рекомендуем направить контрагенту дополнительный запрос документов с одновременным предупреждением, что при отсутствии необходимых документов может быть принято решение об отказе в заключении договора (см. Регламент по заключению договоров).

Если после повторного запроса документы не представлены или представлены не все документы, следует провести оценку риска заключения договора с учетом совокупности всех факторов. Например, если контрагент не представляет бухгалтерский баланс, налоговые декларации, ссылаясь на коммерческую тайну, но, при этом, существует почти три года, адрес местонахождения не менял, владельцем контрагента-организации является известное юридическое (или физическое) лицо, имеет зарегистрированный товарный знак, на адрес представлен долгосрочный договор аренды, зарегистрированный в установленном порядке, тогда вполне можно принять по такому контрагенту положительное юридическое заключение.

Кстати, большую помощь в проверке контрагентов оказывает использование какой-нибудь специальной справочной системы. Такой, например, как Система Профессионального Анализа Рынков и Компаний (СПАРК) (http://spark.interfax.ru/Front/Index.aspx). Данная система, конечно же, платная. Но затраты на нее себя вполне оправдывают, так как судебные издержки по искам налоговых органов, начисляемые штрафы и пени за «не проявление должной осмотрительности в выборе контрагентов» довольно существенные…

После принятия положительного решения следует не забыть получить от контрагента соответствующие документы на бумажном носителе, удостоверенные нотариально или уполномоченным лицом контрагента. Также следует не забывать обновлять этот комплект документов, так как у контрагента могут поменяться руководитель, устав, адрес и т.п.

Кстати, одной из уловок недобросовестных контрагентов является представление документов, не вызывающих никаких опасений и подозрений – надежный адрес, в учредителях (акционерах, участниках) известные лица и т.п. Но после заключения договора у контрагента происходит смена адреса, владельцев, руководителя… С вытекающими потом для второй стороны договора крайне нежелательными последствиями… Но для этого в организации должна существовать служба безопасности, которая с определенной периодичностью проверяет информацию по контрагентам.

Следует обратить внимание, что  статьей 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Например, годовая бухгалтерская отчетность для кредиторов, покупателей, поставщиков  является открытой информацией (см. пункт 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №  34н).

Правовое агентство «АНЛЕМ»

декабрь 2012

(при использовании статьи ссылка на 

Правовое агентство «АНЛЕМ» обязательна)


08.12.2012

comments powered by HyperComments