Правовое агентство «АНЛЕМ»® оказывает в Москве и Московской области квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая полное сопровождение сделок с недвижимостью
Подробнее

Можно ли зарплату заменить стипендией и не платить страховые взносы?

В последнее время широкое распространение получила практика оформления с работниками не трудовых, а ученических договоров, с выплаты по которым не платятся страховые взносы.

Однако с 1 сентября 2013 года в некоторых нормативных правовых актах вступают в силу изменения, связанные с принятием нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273-ФЗ  «Об образовании в РФ»).

Поэтому необходимо разобраться, что именно поменялось в части оформления ученического договора с ищущим работу работником (или уже работающим у работодателя) и уплаты страховых взносов с выплачиваемого ему вознаграждения (стипендии).

 

Согласно новой редакции статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах») с 1 сентября 2013 г. не облагаются страховыми взносами суммы платы за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников. То есть, из новой редакции указанного федерального закона исключили слова «за профессиональную подготовку и переподготовку работников». Как раз за эти фразы и «цеплялись» раньше некоторые работодатели при выплате стипендий по ученическим договорам.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ (статья 2 ФЗ №   273-ФЗ  «Об образовании в РФ»).

Согласно пункту 4 статьи 12 ФЗ № 273-ФЗ  «Об образовании в РФ» к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Согласно пункту 2 статьи 76 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (пункт 5 статьи 76 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Правила (порядок) организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность, установлены приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499, вступающим в силу с 01.09.2013 (далее – Приказ от 01.07.2013 № 499).

Для осуществления образовательной деятельности необходимо создать некоммерческую организацию либо в рамках существующего юридического лица (коммерческой организации) создать специализированное структурное подразделение (пункт 6 статьи 31 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») и получить соответствующую лицензию (статья 91 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Если обучение проводится в форме разовых занятий и не сопровождается итоговой аттестацией с выдачей документа об образовании, то согласно пункту 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, такая деятельность не подлежит лицензированию.

Критерий разовости установлен Письмом Минобразования РФ и Минтруда РФ от 21.07.1998 № № 06-51-48ин/23-10, 4226-НП «О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций» и составляет продолжительность не более 72 часов. Однако в настоящий момент непонятно, скажется ли на критерии разовости новый Приказ от 01.07.2013 № 499 (см. выше), в котором установлены минимально допустимые сроки освоения программ: при повышении квалификации – 16 часов, при профпереподготовке – 250 часов.

Если ученик выполняет какую-то работу во время обучения (практических занятий), то ему обязаны оплачивать работу по соответствующей ставке (статья 204 Трудового кодекса РФ), следовательно, такие выплаты будут облагаться страховыми взносами.

Следует также отметить, что согласно Методическим рекомендациям по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р, процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев, в том числе показателей деятельности этих плательщиков:

-  наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;

-  уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;

-  наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов (подпункты 3, 7 и 10 пункта 2.1 Методических рекомендаций).

При этом, согласно пункту 7.5.4 указанных Методических рекомендаций, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, необходимо проверить на соответствие статье 9 ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах». Как было уже сказано выше, в данной статье произошли некоторые изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 года. А именно: подпункт 12 пункта 1 статьи 9 изложен в новой редакции:

«суммы платы за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников».

До 1 сентября 2013 года существовала следующая редакция:

«суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников».

Ранее Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» допускалось, что профессиональная подготовка может быть получена и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (пункт 3 статьи 21). Сейчас (в новом законе) такой возможности нет.

Кроме этого, внесены соответствующие правки и в Трудовой кодекс РФ, где везде вместо слов «профессиональное обучение или переобучение», «профессия, специальность, квалификация» включены соответственно слова «получение образования» и «квалификация» (статьи 198, 199, 200, 204 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, на основании приведенных выдержек из нормативных правовых актов можно сделать следующие выводы.

  1. 1. Любая организация вправе проводить обучение, продолжительность которого не должна превышать 72 часа. При этом, не должно быть итоговой аттестации лиц, прошедших обучение, и выдачи документа об образовании. В этом случае образовательная лицензия не требуется. Здесь новое законодательство ничего не изменило. Однако в случае принятия изменений в пункт 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, вполне вероятно, что такой деятельностью будут вправе заниматься только лица, имеющие образовательную лицензию.
  2. 2. Выплата вознаграждений (стипендий) при осуществлении обучения, указанного в предыдущем абзаце (до 72 часов, без выдачи документа об образовании и без образовательной лицензии), будет облагаться страховыми взносами, так как указанные выплаты с 1 сентября 2013 г. не соответствуют требованиям статьи 9 ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах».
  3. 3. Любое обучение по ученическим договорам непосредственно у работодателя, продолжительность которого превышает 72 часа (даже при отсутствии выдачи документа об образовании по окончании обучения), должно осуществляться только при наличии образовательной лицензии.
  4. 4. Любые выплаты вознаграждений (стипендий) ученикам работодателем при обучении, указанном в предыдущем абзаце, не влечет за собой уплату страховых сумм при наличии соответствующей образовательной лицензии в организации, проводящей обучение. Если такой лицензии нет, то работодатель обязан начислять и уплачивать страховые взносы в полном размере.
  5. 5. Все остальные действия работодателя рискуют попасть под санкции соответствующих компетентных (и не очень) структур и может повлечь за собой административную ответственность.

 

А теперь о самой ответственности.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (часть 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статьи 47 ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах»). А если деяния, указанные в части 1 статьи 47, совершены умышленно, – взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 2 статьи 47 ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах»).

Существует ошибочное мнение, что в случае выполнения плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, никакой ответственности не возникает и никаких страховых взносов платить не придется.

Это не совсем так. Действительно, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 43 ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах» указанные обстоятельства исключают вину в совершении правонарушения. Согласно пункту 2 статьи 43 этого же федерального закона при наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. То есть, такому лицу не будут начислены штрафные санкции и пени (пункт 9 статьи 25 ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах»). Однако выплатить все страховые взносы за весь период всё-таки придется.

Приведем некоторые примеры из судебной практики (до 01.09.2013).

Нами обнаружено интересное Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 № 10АП-8354/11.

Суть дела. Магазин АШАН применил (в массовом порядке) оформление ученических договоров, по которым выплачивал стипендии и, разумеется, не платил страховые взносы. ФСС (Фонд социального страхования) признал в своем решении неправомерным неначисление страховых взносов. АШАН обратился в Арбитражный суд Москвы об отмене решения ФСС и суд принял сторону АШАНА. Апелляционная инстанция решение суда подтвердило.

Изучив это дело, мы пришли к выводу об очень грамотном оформлении и обосновании АШАНОМ своих действий. Все аргументы ФСС были судом отвергнуты. Получается, что, действительно, вполне можно оформлять (грамотно) ученические договоры и не платить страховые взносы на стипендии.

Однако есть один существенный нюанс. В данном деле суд ссылается, в частности, на статью 21 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» и на статью 199 Трудового кодекса РФ. Но, как уже было сказано выше, в указанные статьи внесены изменения, вступающие в силу с 01.09.2013. Поэтому пока непонятно, какое решение принял бы суд, если бы АШАН оформлял ученические договоры после указанной даты. И непонятно, что надо будет делать АШАНУ после 01.09.2013…

Примечательным, в этом отношении, является Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 № 02АП449/2010, в котором сказано, что проанализировав содержание трудового и ученического договора, фактические взаимоотношения между работником и работодателем (связанные с оплатой по спорным договорам), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные выплаты, произведенные ООО «Вятский фанерный комбинат» в пользу своих работников являются составной частью системы оплаты труда Общества, и обоснованно квалифицированы Отделением как заработная плата, на которую должны быть начислены страховые взносы. В рассматриваемом случае трудовой и ученический договор существовали одновременно, в ученическом договоре нет условия о том, что работник освобождается от основной работы, действие трудового договора на период действия ученического договора не приостанавливалось. Кроме того, ученический договор не раскрывает, в чем заключалось обучение работников, и было ли оно фактически проведено. Иных доказательств того, в чем заключалось обучение работников в 2008 году, проведения такого обучения, Обществом не представлено. Однако и в этом судебном документе есть ссылка на статью 198 Трудового кодекса РФ, которая с 01.09.2013 будет действовать в новой редакции.

Также не в пользу работодателя было и Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.04.2013 № Ф09-2464/13 (обратите внимание на свежую дату), в котором сделан вообще потрясающий вывод о том, что поскольку действие подпункта «е» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона №   212-ФЗ «О страховых взносах» на стипендии, выплачиваемые работникам, проходящим профессиональное обучение с целью переподготовки, повышения квалификации, не распространяется в силу того, что стипендии не могут быть расценены как компенсации, суды пришли к правомерному выводу о том, что выплаты стипендий по ученическим договорам подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Как видно из приведенной судебной практики – мнения судов также разделились. Кто-то встает на сторону работодателя, кто-то  – на сторону ФСС. Поэтому риск, связанный с подменой заработной платы стипендией, действительно, существует.

Но по какому пути пойдет судебная практика с 01.09.2013 – неизвестно. Правовой анализ изменений в законодательстве РФ, вступающих в силу с 01.09.2013, позволяет сделать вывод, что, скорее всего, данная «лазейка» будет полностью перекрыта и для обучения по ученическим договорам работодатель должен, во-первых, иметь образовательную лицензию, а во-вторых, грамотно оформить процесс обучения (на примере АШАНА), чтобы никто не смог ученический договор признать трудовым договором.

 

Правовое агентство «АНЛЕМ»®

август 2013

(при использовании статьи ссылка на

Правовое агентство «АНЛЕМ»® обязательна)


31.08.2013

comments powered by HyperComments